Совет 1: Круши и клипуй эти транзиенты!!!
Эта техника, которую я использую для того чтобы получить мощный и хлесткий звук ударных, который так и просится в клубы, это то, что я иногда называю называю «крушение транзиентов вглубь звука».
Я люблю делать такое: взять компрессор или transient shaper (обычно оба девайса сразу), которые могут создавать действительно экстремальную атаку звука. То есть такую атаку, которая делает суровый «выстреливающий», «выщелкивающий» звук. Такой, который ни один здравомыслящий человек не захочет включать в свой микс. Затем, после этих двух девайсов я ставлю в цепочке определенный тип ламповой эмуляции (tube emulation), и тем самым «обрезаю голову» этому транзиенту утопив его в «saturation point», так чтобы эта голова была как будто отсечена моей сатурацией.
http://wolfframe.com/wp-content/uploads/2014/11/Transient-kill.png
В итоге вы сохраняете хлесткий, выстреливающий звук, но при этом не наблюдая этого страшного острого транзиента в начале каждого ударного. Конечно, если вы будете слишком перегружать все это, превысив значение на мастере 0db, то это все просто сильно обрубится, все особенности и сатурированные мелкие транзиенты «затупятся», станут квадратными, и все это в целом зазвучит ужасно.
Надо помнить, что tape или tube-сатурация особенно хороша для наших целей, поскольку она клипует и насыщают ваши ударные более мягко и более музыкально! Так что не надо перегружать громкостью этот канал. Можно сделать мягкую лимитацию после всего этого дела, просто чтобы поймать те пики, которые могут совершенно случайно проскочить, или чуть пришибить те пики, которые звучат слишком уж перенасыщенными.
И, конечно же, не переборщите. Если вы настроите баланс правильно, я уверен, что это — один из легких путей получить тот самый звук ударных, которые обладают сумасшедшим панчем (ударом) и при этом не звучат слишком уж перегруженными. Вы, быть может, не согласитесь с этим, если послушаете мои треки, но, блин, у каждого есть свой вкус. Все здесь настраиваемо, и вы можете сделать их с той степенью перегруженности, которая интересна именно вам.
Совет 2. Делай эквализацию микса и дорожек в Reverse виде (да, ты меня правильно понял!)
Этот трюк очень хорош. Я услышал его от нескольких профессиональных звукорежисеров.
Они советуют ПЕРЕВЕРНУТЬ (reverse) микс, или драм-трек, или партию синтезаторов, или даже целый микс, а затем уже делать эквализацию.
Это звучит немного безумно, я это понимаю, но просто подумайте вот о чем: когда вы слушаете ваш трек в нормальном состоянии некоторые транзиенты (всплески) агрессивно наскакивают на вас, особенно если вы их заострили, сделали более хлесткими.
Это заставляет ваши уши концентрироваться на них (а также быстро уставать и терять долю музыкальной критики). Когда же вы проигрываете партию задом наперед, вам гораздо легче слышать именно ТОН вашего звука, его частотную составляющую, а не эти самые транзиенты, так как все становится тягучим и менее агрессивным.
Это также позволяет вам дистанцироваться от музыки как таковой и воспринять свой трек как «саунд», а этого порой так не хватает, когда вы заслушиваетесь вашим треком. Все это позволяет вам делать лучше эквализацию и даже настройку баланса в миксе.
Только сохраните пресет, после того, как сделали настройки всех значений на вашем перевернутом миксе, и применяйте их на нормальном миксе! Просто попробуйте это!
http://wolfframe.com/wp-content/uploads/2014/11/8d479f39bb3c216e6f1008863e4fb174.png
Совет 3. Выключите свет! (И экран!)
Каждый раз, гораздо чаще чем мы обычно это делаем, мы должны выкроить момент, для того, чтобы послушать наши треки без всяческих прочих сенсорных раздражителей. Когда вы глядите в интерфейс программы, в обилие всех этих плагинов, и следите за курсором, пересекающим ваши треки, или даже просто пялитесь на лава-лампу на вашем столе (эй кто еще такую на своем столе держит?), вы смотрите на все эти вещи И слушаете музыку одновременно, то есть вы не полностью сконцентрированы на музыке как таковой!
Выкроите время и выключите экран! Закройте глаза! Даже выключите свет! Погрузите себя в музыку, медитируйте с ней, если пожелаете, выделите время чтобы действительно насладится вашим текущим творением, и вы, скорее всего, будете лучше слышать и понимать, что в вашем творении точно правильно, а что пока что не правильно.
Совет 4. Утопите Threshold компрессора!
Опять же, это может звучать несколько психовано… совет, в котором я рекомендую ставить экстремальные значения параметра treshold (при этом можно приподнять и Gain), но на самом деле это- прекрасный способ:
1) Научиться хорошо компрессировать;
2) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хорошо делать компрессию.
Фишка в том, что когда компрессор настроен на экстремальные значения вы действительно слышите что этот компрессор делает!
Вы можете экспериментировать после этого со значениями attack и release-регуляторов и действительно слышать «этот прикольный толчок в начале звука» или как маленький релиз приводит к «всасывающему» эффекту. Затем уже, после того, как вы это все услышали и определили, вы можете вернуть Treshold в нормальные значения, именно туда, где вы и хотите в действительности делать компрессию и отрегулировать необходимый вам Ratio.
Я считаю, что действуя таким способом, и слыша действительно экстремальные значения компрессора, вы в итоге будете делать ее более аккуратно, не пережимая сигнал, просто потому, что вам станет понятен наиболее «брутальный» итог этой обработки.
(Подробней о компрессоре можно почитать в этой статье. — Примеч. Wolfframe)
Совет 5. Мощь гипногогоического состояния
Гипногогией называют «переходное состояние между сном и явью». Я не ученый, поэтому не буду вдаваться в глубокие рассуждения по этому поводу. Это похоже на состояние пьяного в хлам музыкального гика в пабе. Это в основном полусонное состояние, в котором вы можете испытывать совершенно иного уровня креативный потенциал.
Вы когда-либо чувствовали, что засыпая после длительной работы над музыкой к вам в голову вдруг приходит какая-то первоклассная идея или мелодия, или ритм, причем такая, что вам хотелось вскочить и быстро набросать ее у себя в секвенсоре или хотя бы на диктофон? Причина всего этого немного сложна и даже мистична, но ученые уже установили что это связано с преобладанием альфа и бета-мозговых волн. В этом состоянии вы можете видеть взаимосвязанные с вашими мыслями видения, лепить музыку, даже испытывать измененные состояния сознания.
Но за всем этим, тем что большинство могут назвать «бреднями хиппи» и «нью-эйдж брехней», стоит уже доказанный факт, что эти состояния были инструментом для наиболее знаменитых творческих умов.
Сальвадор Дали говорил, что он увидел большинство сюжетов своих работ будучи на грани между сном и явью.
Томас Эдиссон говорил, что держал подшипники у себя в руке, в то время как дремал, таким образом они выскакивали из его рук ровно тогда, когда он достигал состояния сна, и таким образом он выхватывал большинство идей и образов из этого пограничного состояния, не рискуя их растерять в царствах сна.
Даже Machinedrum рассказывал о постоянной подпитке новым вдохновением из своих снов, также как и Venetian Snares, который спродюсировал свой LP «записывая его буквально в то время, когда он отключался и находился в полусонном состоянии». Я теперь понимаю, почему большинство музыкальных продюсеров — совы, которые делают большое количество музыки в темные часы, когда те самые «креативные» волны появляются наиболее легко.
Итак, как мы можем использовать это? Моя идея такова: всегда держите ноутбук или компьютер возле вашей кровати, таким образом, что вы можете зафиксировать идеи, которые приходят в это время.
Если, конечно, вы не боитесь испортить режим следующего дня, не надо опасаться вскакивать и делать небольшие наброски в секвенсоре, для того, чтобы зафиксировать всплывающие идеи. Если вы не рядом с секвестром, набубните хотя бы мелодию или ударные к себе на диктофон в телефоне. Возможно, так вы не упустите из виду самую удачную идею из всех, которые когда-либо приходили к вам в голову!
Совет 6. Не пренебрегайте частотами в районе 200-300Hz!
http://wolfframe.com/wp-content/uploads/2014/11/Snimok-ekrana-2014-11-19-v-17.01.32.png
Этот диапазон во многих руководствах, видеоуроках, книгах предстает как логово болотных монстров, как сосредоточие плохой-плохой каши. «В этом районе содержится много грязи и мути» — говорят они, и вы проводите много времени, чтобы вычерпать всю «грязь» из этого частотного диапазона.
Да, иногда здесь действительно происходит какая-то хренотень, но при всем при этом это одно из тех мест в частотном балансе, которое, будучи обработано не слишком радикально, помогает воскресить ваш трек к жизни! Это тот район, где все «тепло» и много «жира»! Где сосредоточено множество характерных отзвуков самых разных инструментов…
Я часто совершал такую ошибку, ОЧЕНЬ ЧАСТО, например когда эквалилизровал драм-брейки из 70-х, я прослушивал этот район, подымая его bell-фильтром, слышал здесь гул и шум, вырезал все это нахрен, полагая, что делаю правильно. Затем я прослушивал версию до обработки и после обработки, и понимал, что моя эквализированная версия звучит тонко, холодно, и потеряла в характере.
Относитесь к этому диапазону с уважением, приручите и используйте его, а не рубите его сгоряча, и тогда ваша музыка тепло отблагодарит вас за это.
Совет 7. A-B, A-B, A-B!!! И потеряйте свою городость!
То, о чем я сейчас поведу речь — наиболее для меня важная вещь, которая определяет насколько крутым и максимально прокаченным получится мой трек.
Полезность A-B’инга просто не может быть неоодеценена. Это обычная практика всех профессиональных звукоинженеров, но мы, в своих домашних студиях, постоянно забываем делать это регулярно.
Давайте я объясню что это такое. Допустим, вы берете 5 или 6 треков, тех исполнителей в вашем жанре (вы же определились с жанрами, не так ли?), которые вам наиболее интересны, причем такие треки, которые вы считаете «эталонами звука».
Подберите те треки, которые настолько близки к содержанию вашего трека, насколько возможно. «Содержатся ли в них сухие, не обработанные электронные ударные? Снабжен ли их бас дисторшеном? Видным вокалом? А! Отлично, мой трек тоже содержит все это!» В общем — выберите эти треки, так чтобы они были во многом похожи, и чтобы их саунд вас вдохновлял, а затем положите каждый из них на отдельную дорожку в вашем секвенсоре и поставьте их громкость на тот же уровень что и ваш микс. Затем переключайтесь между A (вашим треком) и B (чужими треками). Закройте глаза в то время, как будете переключаться между ними и действительно постарайтесь почувствовать что в вашем миксе правильно и хорошо работает, а что не правильно и работает так себе…
Все это можно, очевидно, делать при помощи solo/mute-кнопок. Я же использую плагин, называемый Magic A-B от Samplemagic, потому что вы можете загрузить туда тонну треков сразу, выделять в треке необходимые для сравнения лупы, ставить индивидуальную громкость для каждого трека, чтобы они звучали на общей громкости, и вы можете даже создавать собственные пресеты.
Я кладу в последнюю очередь этот плагин на свой Master-канал, и в итоге переключение между A и B происходит легко и непринужденно, и без задержек, в отличии от способа, когда вы добавили свои референс-треки на дорожки и переключаетесь между ними при помощи mute и solo.
http://wolfframe.com/wp-content/uploads/2014/11/d1511d5969e00c1434b3e886c4e2d9c6.jpeg
Самая важная вещь: пошлите прочь свою гордость! Прослушка референс-треков и сравнение, подражание оным, должно использоваться в больших объемах, и это не значит что вы плохой продюсер!
И это не значит что вы копируете! Профессиональные звукоинженеры делают это постоянно! Это называется «Referencing» (можно перевести как «Отсылка»). То, что мы делаем при помощи референс-треков, похоже на ориентирование.
Прослушав чужую работу мы сможем понять, в какую сторону нам двигаться, чтобы встать на той же ступени и не быть «ниже» (читай-хуже) нашего ориентира. Если бы мы не делали это, мы вообще бы не поняли, что нам нужно совершить какие либо действия для улучшения качества своего материала.
8. Используйте «хорошие» плагины и железо для окрашивания!
Одна из важнейших вещей, которые я усвоил, состоит в том что нужно уметь использовать правильные плагины или железо для работы.
Множество продюссеров используют стандартные, встроенные в их DAW эквалайзеры и компрессоры, к примеру. Это работает на них, они счастливы, и их музыка звучит отлично, все просто супер, и я рад очень за них. Я хорошо осведомлен, что некоторые потрясающие музыканты используют просто базовый софт. Но «магия» окрашивания состоит в том, что некоторые плагины или оборудование, относящееся к более дорогим категориям, могут очень сильно повлиять на то, выделитесь ли вы среди остальных музыкантов, или нет.
Почему, как вы думаете, множество музыкантов весьма неохотно делятся с вами знанием о том, какие именно приборы или плагины они используют? Обычно это бесплатные, дешевые, или встроенные в DAW плагины, которые делают очень фантастическую работу, но еще там запрятано много других клевых вещичек, различных ценовых категорий, которые предоставляют прекрасное, музыкальное окрашивание когда вы пропускаете через них свои звуки. Будь то эквалайзеры, или компрессоры, ревер, или даже ваш Channel Strip (обычно так называют внешнюю консоль, с многоканальной записью, оснащенную эквалайзером и компрессором). Я использую много моих любимых эмуляций Tape (кассеты) и Tube (ламп), чтобы добавить окраски звуку.
Некоторые EQ-эмуляции и эмуляции channel strip я использую для того, чтобы немедленно добавить «магии» звуку даже без изменения в них чего-либо! То же самое происходит с внешним железом, в зависимости от вашего бюджета, конечно.
Мы знаем, что, например Boards of Canada привносят много магии в их звук, пропуская множество элементов трека через реальные магнитные бобины, и это то же что и я делаю иногда. Это все — те же самые вещи для «окрашивания» звука. Просто слушайте внимательно и отмечайте какой эффект дает тот или иной девайс или эмулятор.
Совет 9. Поставьте к себе на стол… растение.
Есть научно подтвержденные свидетельства, которые утверждают, что установка на вашем столе какого-либо растения, не только повышает ваше самочувствие, но даже прибавляет вам баллы в креативности.
Люди, чьи рабочие столы находились в окружении растений были более продуктивны с идеями для своих романов, например.
Время восстановления пациентов в госпитале ощутимо уменьшалось тогда, когда они могли видеть зелень деревьев за их окном.
По-видимому торчание растений на вашем столе (не только тех, которые можно выкурить!) может дать нам небольшой приток креативности, которое так нам необходимо иногда! Только не забывайте поливать их иногда!
Впервые я услышал доказательства всего этого в книге, которая называется «59 секунд», написанная профессором Ричердом Вайсмэном.
Совет 10. Лимитируйте свои каналы (да, это норма!)
Множество создателей электронной музыки могут думать, что лимитирование множества индивидуальных каналов — это кощунство. И это абсолютно не так! «Так ты убьешь всю динамику в миксе, мужык!» А затем они идут и хреначат -7db лимитирование на их мастер-шину. Лимитирование не только для мастер-шины! Лимитирование на других ваших дорожках, когда оно используется аккуратно, мягко и без перегибов может быть очень богатым творческим инструментом.
По моему мнению гораздо лучше устранять неожиданные всплески сигналов еще на дорожках, чем давать им ударять в мастер-лимитер. Вы также можете использовать лимитирование, чтобы немного выдвинуть элементы вперед, без того, чтобы существенно увеличивать итоговую громкость дорожки.
Также, если вы в курсе, умное лимитирование дорожек, с полной уверенностью говорю, — один из действенных инструментов в арсенале множества продюсеров, которые создают «массивно» звучащие треки, которые рвут звуковые системы и танцполы.
Совет 11. Знайте ваш холст / Коробка с пятью измерениями
(В этой главе автор дает свое понимание визуализации микса во время сведения. В сущности, все что он хочет сказать в этой главе относится к концепции стерео образа, наиболее доходчиво изложенной в книге Дэвида Гибсона «Искусство Сведения». Версия автора является более усложненной версией и весьма оригинальной. Если вам не будет понятно то, что пытался до вас донести автор, и то, что попытался доходчиво расшифровать для вас пе